Оценивают всегда дети

     Наверное, никто из коллег не станет спорить с тем, что быть в школе просто учителем-предметником проще, чем совмещать свою основную работу с обязанностями классного руководителя. У меня, учителя русского языка и литературы, проработавшего в школе 19 лет, возможности проверить данное предположение на практике не было, так как никогда не работала «без класса». Поэтому для меня преподавание предмета и классное руководство процесс неразрывный. Привыкла вместе со своими детьми обдумывать план предстоящего мероприятия, готовить очередной классный час, репетировать праздничное выступление, выбирать экскурсионную поездку, фотографироваться на память… И без этого свою работу уже не представляю. Да и интереснее и проще учителю литературы быть классным руководителем, так как сам предмет воспитывает.
       Современная школа активно вводит в практику преподавания новые технологии и новые формы обучения. Касается это и воспитательной работы. Я, как учитель, неравнодушный к новому, стараюсь всему научиться и применять в своей работе новые знания. Но для меня классное руководство – это прежде всего живое общение с детьми, та эмоциональная связь, без которой невозможно понимание между учеником и учителем. Мы часто замечаем, как чутко дети реагируют на наше настроение, на настроение классного руководителя в особенности. Если, войдя в класс, ты улыбнулся, громко и приветливо поздоровался, и урок проходит ярко, живо, часто шумно… устаёшь, но понимаешь, что всё получилось, потому что между тобой и твоими учениками состоялось живое общение. Дети сразу почувствуют, когда твоё настроение не из лучших, присмиреют, притихнут, боясь неосторожного слова. Такой урок пройдёт тише, может быть, менее интересно, но ещё раз докажет, насколько сильна эмоциональная связь между учителем и учеником.
       Дети читают по нашему лицу. Иногда многие истины становятся понятными и без слов. Как часто молчаливого, но говорящего взгляда бывает достаточно для того, чтобы равнодушный включился в работу, а слишком крикливый уступил своё ораторское место другому.
Что же нужно сделать для того, чтобы дети тебя вот так понимали? Быть может, всё дело в том, что кроется в глубине души каждого из нас и не называется словами?
       Быть хорошим классным руководителем трудно. Трудно, потому что в этой работе, работе с детьми, ты не имеешь права не стремиться к высоте, не имеешь права быть пессимистом. Нелегко заслужить авторитет и уважение, без которых никогда не построишь взаимоотношения с классом. Ты должен быть добрым и понимающим, неравнодушным к любому делу человеком. Но одновременно строгим, справедливым и требовательным, как к другим, так и к себе. И, как в стихотворении Б. Ахмадулиной:

           Всегда быть не хитрей, чем дети,

Не злей, чем дерево в саду,

     Благословляя жизнь на свете

Заботливей, чем жизнь свою.

                                                                                                                                                                                  
       Не такими ли мы хотим видеть и учеников, личности которых формируются под нашим, иногда и невольным влиянием?
       Как определить, состоялся ли ты как классный руководитель, взята ли та высота, о которой мечтал? Об этом расскажут детские глаза, их громкое, приветливое «здравствуйте», телефонные звонки через несколько лет после расставания, их желание прийти в школу, к тебе. И когда сегодняшняя одиннадцатиклассница не из твоего теперь класса спустя два года скажет: « Я только в Вас вижу классного руководителя», - не это ли высшая похвала твоему труду? Ведь оценивают всегда дети…